Геотекстиль в дорожном строительстве

Перспективные направления применения геотекстиля в дорожном строительстве.

Выполненные в последние годы исследования и практическое применение геотекстиля при строительстве земляного полотна и дорожных одежд в значительной мере определили круг проблем, решение которых может быть связано с применением геотекстиля. Нельзя согласиться с часто имеющими место попытками сопоставления различных направлений использования геотекстиля с целью оценки “глобальной” эффективности того или иного направления. Каждое из этих направлений имеет свою четкую цель, а поскольку эти цели разные, то и сопоставление этих направлений прямым образом невозможно. Речь может идти только в отношении больших или меньших объемов внедрения геотекстиля для той или иной цели, но не о мало значимости самой цели.

Имея в виду сказанное, автор хотел бы обратить внимание на одно из направлений использования геотекстиля, которое с его точки зрения в указанном выше смысле можно отнести к наиболее перспективным. Речь идет о применении геотекстильных прослоек в конструкциях земляного полотна и дорожных одежд как средства снижения неравномерности деформаций конструкции. Прежде всего, вариантом такого использования геотекстиля является устройство прослоек в основании насыпей, сооружаемых на деформирующихся основаниях. При этом деформации могут возникать как под действием собственного веса насыпи, так и транспортных нагрузок. Такое решение может быть эффективным во всех случаях, когда в силу объективных причин возможно возникновение таких деформаций насыпи на слабых грунтах, на оттаивающих основаниях, тонкослойные насыпи и тонкослойные конструкции дорожных одежд, сооружение земляного полотна в зимнее время с использованием мерзлых комьев и т.д.

Основной эффект геотекстильной прослойки в этом случае выражается в уменьшении неравномерности осадки. Снижение неравномерности позволяет допускать большие абсолютные осадки земляного полотна и поверхности дорожной одежды без существенного снижения транспортно-эксплуатационных характеристик дороги. Механизм дороги в рассматриваемом случае геотекстильной прослойки может быть различным в зависимости от ряда факторов, в том числе и от свойств самой прослойки /жесткость, сцепление с грунтом и т.д./, в связи с чем при выборе прослойки это обстоятельство подлежит особому учету. Необходимо также учитывать за счет каких процессов возникают неравномерные деформации – за счет доуплотнения грунтов или за счет боковых сдвигов /выдавливания/. В зависимости от указанных обстоятельств могут быть предложены различные расчетные схемы, на основе которых можно подойти к количественному прогнозированию осадок конструкций с геотекстильными прослойками. Эти же схемы должны служить основой для решения вопросов расширения номенклатуры геотекстильных материалов, используемых как армирующие элементы в земляном полотне и дорожных одеждах.

Соответствующие научные проработки в области применения геотекстильных прослоек как армирующих элементов обеспечили бы наиболее массовое внедрение геотекстиля, причем для целей повышения качества земляного полотна и дорожных одежд, особенно сооружаемых в сложных природных, в том числе – погодно – климатических условиях. Вплотную к этому направлению примыкает применение геотекстиля как технологических прослоек. К сожалению, до настоящего времени на практике чрезмерно смело идут на применение грунтов с повышенной влажностью, пытаются уплотнять грунтовые слои, лежащие на массиве с низкой несущей способностью и т.п. При этом почему то предполагается, что все эти неблагоприятные факторы не отразятся существенно на качестве земляного полотна. На самом деле необходимы соответствующие компенсирующие мероприятия, в частности – устройство прослоек из геотекстиля. И это решение необходимо рассматривать не как искусственное удорожание конструкции, а как мероприятие, обеспечивающее достижение требуемого качества земляного полотна в данных сложных условиях. К сожалению, при экономических оценках конструктивных вариантов это обстоятельство почти никогда не учитывают, что резко ограничивает внедрение геотекстиля. Особый вопрос представляет применение армирующих геотекстильных прослоек в дорожных одеждах. Анализ показывает, что такие прослойки могут активно влиять на уровень напряженного состояния нежестких дорожных одежд и при определенных условиях значительно /до 30%/ увеличивать срок службы тонкослойных конструкций. Особое значение это может иметь для различного рода внутрихозяйственной и т.п. дорог специального назначения.

Основная задача настоящего времени в области использования геотекстильных армирующих прослоек – получение достаточно широкого опыта практического применения таких решений, на базе которого можно было бы развивать и совершенствовать как теорию этих решений, так и вопросы практического их применения, включая экономические оценки с учетом реальных данных о долговечности подобных конструкций.

Назад